Автошкола Рязань
Лицензия: №121АМАУКИ1134К1
09:00 - 19:00 пн-пт
+7 (4912) 57-62-01
Личный кабинет
Категории
О нас

Как научиться водить автомобиль новичку?

Человек, оказавшись за рулём автомобиля впервые, может растеряться. Речь инструктора покажется непонятной, возникнут сложности с концентрацией, и страх вождения может быть слишком сильным. Однако, управление автомобилем не так сложно, и многие могут научиться этому. Разберёмся подробнее в нюансах вождения. Приведённые советы, помогут научиться управлению ТС с нуля, почувствовать себя уверенным участником движения.

С чего начать

Очень важно не бояться автомобиля и понимать основные принципы управления им. Необходимо почувствовать размеры и возможности автомобиля.

Начинать лучше с простых упражнений, таких как переключение скоростей и отработка поворота, не забывая о поворотниках - для включения правого поворотника необходимо движение вверх, для левого — вниз.

Легче запомнить это поможет понимание, как движется рулевое колесо. Его надо обхватить и провернуть, перехватывая руками. Так можно почувствовать границы крайних левого и правого положений.

Выполнять эти упражнения лучше при выключенном двигателе. Они помогут лучше понять, как управлять автомобилем. Важно помнить, что уверенность в своих действиях поможет вам чувствовать контроль над ТС.

Управление механикой: важные особенности

Большинство водителей обучаются на машинах с механической коробкой передач. Подобный тип называют классическим и вот почему:
  • МКПП считается наиболее сложной — тем, кто освоил её, легче переходить на другие типы трансмиссий;
  • управление «механикой» требует большей сосредоточенности — водитель привыкает быть более собранным и внимательным на дорогах в дальнейшем;
  • особенность МКПП к быстрому набору и сбросу скорости позволяет лучше чувствовать ТС и контролировать его.

Главное, с чего необходимо начать, если поставлена цель обучиться вождению, — найти опытного инструктора, которому можно доверять. В процессе прохождения курсов его следует внимательно слушать и следовать всем рекомендациям.

Понимание основ управления механикой

При управлении ТС с механической коробкой передач важно помнить о значении педали сцепления как одном из основных элементов управления. Уже на первых занятиях по вождению обучают, как трогаться с места на машине с механической КПП. Новички пока не умеют «чувствовать» автомобиль. Поэтому сцепление включают неправильно и машина глохнет.

Важно сразу запомнить расположение педалей в таком типе авто. Перечислено слева направо:
  • сцепление;
  • тормоз;
  • газ.
Сцепление можно назвать основной педалью. Чтобы привести автомобиль в движение необходимо:
  • Сначала необходимо завести автомобиль, убедитесь, что рычаг ручного тормоза у вас опущен вниз. Далее полностью выжмите левой ногой сцепление и, не отпуская педаль сцепления, переведите рычаг на МКПП в положение, соответствующее первой передаче.
  • Далее нужно надавить правой ногой на педаль газа (акселератор) и проверять тахометр, расположенный на приборной доске, как двигатель набирает обороты.
  • Когда стрелка на тахометре дойдет до 1500–2000 оборотов, нужно медленно начать отпускать левой ногой педаль сцепления, прочувствуйте, как ведет себя машина. Если педаль встала в среднее рабочее положение, машина начнет подрагивать и вы ощутите небольшой толчок. Маховик «схватился» с диском.
  • Зафиксируйте левую ногу на сцеплении в таком положении на пару секунд, не стоит резко бросать педаль сцепления.
  • Левой ногой понемногу отпускайте сцепление, а правой – давите на акселератор. Движения должны быть плавными, иначе автомашина «зарычит» и задергается. Когда автомобиль тронется, можно добавить газа.
  • Используйте первую передачу лишь при начале движения, после переключайтесь на вторую. Можно немного «газануть», чтобы тахометр дошел до 2500–3500 оборотов, далее нужно снова выжать сцепление и перевести рычаг КПП на вторую скорость.
  • По такому же алгоритму переключайтесь по порядку на третью, четвертую, пятую передачу и обратно.

После нескольких попыток эти действия начнут повторяться автоматически. Следует подготовиться к тому, что сразу не будет получаться идеально. Возможно, машина начнёт глохнуть. Главное, не паниковать и продолжать тренироваться.

Важно помнить, что педали газа и тормоза очень чувствительные и достаточно малейшего прикосновения, чтобы остановить авто или увеличить скорость. Тогда как сцепление требуется выжимать сразу по максимуму.

Серьёзная ошибка, которая может привести к ДТП, — нажать на тормоз левой ногой, которая «привыкает» к сильному надавливанию.

Переключение передач

Для набора скорости автомобилем необходимо увеличивать обороты, это достигается путём переключения передач. Делать это не так сложно, выше мы уже описали подробно как это делать. Главное знать, когда следующую передачу выбрать. Порядок переключения передач указан на рычаге или же на самой коробке передач.

Для определения момента, когда требуется перевести передачу на более высокую или низкую, следует обращать внимание на следующие параметры:
  • звук двигателя;
  • показатель скорости;
  • значения на тахометре.

Первый вариант считается самым надёжным, но он не подходит для новичков, которые ещё недостаточно изучили автомобиль.

Начинающим лучше ориентироваться на показатели скорости. Далее идёт перечисление с первой по пятую передачу:
  • до 20 км/ч (первая);
  • от 20 до 40 км/ч (вторая);
  • от 40 до 60 км/ч (третья);
  • от 60 до 80 км/ч (четвёртая);
  • >80 км/ч (пятая).

Когда машина приходит в движение, активна I передача. Лучше практически сразу переходить на II.

Отработать принцип переключения передач поможет изучение правильной последовательности действий:
  • завести машину, плавно начать движение, проехать пару метров;
  • быстро и при этом плавно нажать сцепление, при этом убрав ногу с педали газа;
  • продолжая нажимать на сцепление, перейти на вторую передачу;
  • слегка нажать на газ.

В процессе тренировок необходимо стремиться к тому, чтобы совершать 4 и 5 действия одновременно. Эти манипуляции можно использовать, чтобы разогнать авто до любой скорости, путём последовательного перехода с одной передачи на другую по возрастающей.

Когда необходимо затормозить или уменьшить скорость, положение передачи меняют в сторону уменьшения. Но при этом нет необходимости соблюдать очерёдность.

Навыки правильного торможения

Педаль тормоза отличается повышенной чувствительностью. При малейшем давлении происходит торможение. Из-за этой особенности начинающие водители часто допускают ошибку — резкое нажатие на педаль. В результате машину словно «кидает» вперёд. Несоблюдение нюансов торможения также может вызвать остановку двигателя.

Чтобы правильно выполнить остановку ТС с механической коробкой передач, нужно следовать приведённой последовательности действий:
1. Необходимо полностью выжать сцепление, чтобы разорвать связь между двигателем и трансмиссией.
2. Далее, следует надавить на педаль тормоза, постепенно усиливая давление.
3. После остановки важно не забыть зафиксировать нейтральное положение, затем отпустить сцепление, задействовать ручник.
В конце можно убрать ногу с тормоза.

Отработку торможения рекомендуется проводить на просторной площадке или пустынной дороге. Полезно определиться с ориентиром и постараться остановиться точно рядом с ним, например, со знаком, деревом или камнем.

При экстренном торможении не рекомендуется выжимать сцепление, таким образом получится остановить машину быстрее. Если ТС не оборудовано системой ABS, необходимо не дать заблокироваться колёсам. Для этого нужно нажимать на тормоз до тех пор, пока не почувствуете, что колеса начали блокироваться, после чего отпустить педаль и снова нажать. Если же автомобиль оснащён ABS, то можно нажать на тормоз до упора, так как система автоматически обеспечит правильное торможение без риска заноса.
Наличие автоматической коробки упрощает процесс вождения. Управление машиной с АКПП имеет много преимуществ:
  • отсутствие риска откатывания, когда машина движется назад на склоне;
  • нет необходимости использовать ручной тормоз при остановке или в процессе подъёма, так как автоматическая система блокирует колеса;
  • наличие только двух педалей позволяет управлять автомобилем, по сути, одной ногой — не надо выжимать сцепление (а значит, и обучаться этому процессу, который у многих вызывает затруднения);
  • отсутствие необходимости прислушиваться к двигателю для своевременного переключения передачи.
  • в зимнее время нет необходимости заранее готовиться к манёврам, как это требуется при использовании механической коробки передач.
Все, что нужно тому, кто управляет автомобилем с коробкой-автомат — это знание правил дорожного движения.

Основы управления машиной на автомате

На автоматической коробке передач рычаг переключения имеет другой вид, чем на механической. Существует три основных режима:
1. «P» — парковка. Этот режим аналогичен стояночному тормозу. Когда вы нажали на тормоз и уверены, что в ближайшее время не будете двигаться, можете перевести рычаг в режим парковки и отпустить тормоз для остановки.
2. «R» — задняя скорость. Здесь все просто: нажмите тормоз до упора, рычаг поставьте на «R», отпустите тормоз, и автомобиль начнёт двигаться назад.
3. «N» — нейтральная передача. Этот режим используется не так часто. Он предназначен для движения на труднопроходимой местности, когда нужно выехать из глубокой канавы.

Переключатель скоростей

Освоить навыки вождения ТС с АКПП значительно проще, чем обучиться управлению «механикой». Однако после курсов вождения машины с автоматикой, ездить на авто с МКПП не получится.

Объясняется это просто. ТС с автоматической коробкой очень много делает за водителя. Садясь в автомобиль, человеку необходимо лишь выжать тормоз, отпустить его и всё — двигатель запущен. Машина начинает движение. Нет никаких вибраций и пробуксовок.

Наличие коробки-автомат очень облегчает управление. Однако если цель — стать универсальным водителем, то следует первоначально пройти курсы управления машины с механикой. Когда на таком авто вы будет ездить уверенно, «на автомате», тогда можно познакомиться и с АКПП.

Особенности обучения на автомате

Распространённая проблема новичков — неумение ориентироваться в пространстве и понимать, где заканчивается автомобиль. Для обучения этому и необходима практика на автодроме.

Умение чувствовать габариты приходит с опытом. Однако ускорить процесс освоения поможет следование рекомендациям:
1. Взгляд в процессе управления автомобилем должен быть направлен только вперёд. Не следует стараться заглянуть под колёса и разглядеть асфальт.
2. Двигаясь назад, важно понимать, что происходит с колёсами и где заканчивается бампер. Обычно для этого ориентируются на заднюю щётку, если она есть.
3. Правильно перестраивайтесь из ряда в ряд в потоке автомобилей. Перед тем как совершить манёвр, включите поворотник и проверьте наличие авто и расстояние до них в зеркалах (боковых и заднего вида). Перестаиваться можно будет только тогда, когда соседняя машина будет полностью позади вашей.

Не следует бояться практики. Ставя перед собой сложные задачи, необходимо идти к цели и поочерёдно их выполнять. После нескольких тренировок по отработке определённого навыка, можно понять, что в этом нет ничего сложного и управление автомобилем доступно каждому.

После того как вы сядете за руль автомобиля, жизнь изменится. Теперь вы сможете преодолевать большие расстояния за считанные минуты или часы, не завися от воли водителя или расписания общественного транспорта. Это всегда удивительно и прекрасно. Стоит преодолеть свою неуверенность, страх и начать учиться в автошколе, все когда-то были новичками и тут главное – практика и хороший учитель!

Важный навык — чувствовать габариты машины